счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Фразировка

Фразировка

Всё о вокале, Хор в школе

glinka3«… В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент; придавал устам то улыбку, то серьезное строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы».
М. И. Глинка «Записки».


Всякая песня расчленяется на фразы, связанные между собой по смыслу слов и напева.
Каждая певческая фраза отличается своими особенностями прежде всего в отношении дыхания: певческий вдох уже таит в себе все оттенки данной фразы, которую он подготавливает.

ФразировкаСобственно фразировка состоит в верной передаче характера, окраски звучания, требуемого смыслом фразы; правильном распределении силы звука(громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая); точности ритмического движения (ровное, с ускорением, с замедлением).

Примерный разбор в отношении фразировки русской народной песни «Ходила младешенька по борочку»
Брала, брала ягодку земляничку,

Наколола ноженьку на былинку.

Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.

Болит, болит ноженька, да не больно,
Пойду к свету-батюшке да спрошуся.

Пойду к свету-батюшке да спрошуся.
У родимой матушки доложуся;

Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати!

Заключительная фраза песни:

что-нибудь

что-нибудь

Напев песни «Ходили младешенька», многократно повторяемый с разными словами (куплетная форма), состоит из двух фраз.

Первая фраза по характеру светлая (мажорная), спокойная, подготавливается и дыханием, и даже самим выражением лица с мягкой улыбкой:

3

Звук фразы светлый, ритмическое движение неторопливое, сила звука умеренная.
Характер звучания второй фразы более задумчивый (минорный):

4

Заканчивающая минорный эпизод распевка на широком интервале малой септимы возвращает напев снова в мажорный лад.

В данной песне едва ли не самым характерным (типично народным приемом) является то, что вторая фраза каждого куплета, повторяясь по тексту, становится по напеву первой фразой следующего куплета.
Таким образом, при сохранении словесного текста фраза меняет свое музыкальное содержание и вместе с тем требует изменения певческого исполнения. Это касается и дыхания, и характера звука, и даже ритмического движения.

С. Е. Максимов

Комментариев нет:

Отправить комментарий