счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Пение двухголосной песни по нотам

Пение двухголосной песни по нотам


Образец двухголосной песни, разучиваемой по нотам
“Как пойду я на быструю речку” (русская народная песня)

Обработка для двухголосного хора С. Максимова.

13

!.
Как пойду я на быструю речку,
Сяду я да крут бережок,
Посмотрю на родную сторонку,
На зеленый
приветный лужок.

2.
Ты, сторонка, сторонка родная,
Нет на свете привольней тебя.
Уж ты, нива моя золотая,
Да высокие наши хлеба.

3.
Эх, ты, русское наше приволье,
Краю нет на поля и луга.
Ты, широкое наше разделы,
Ты, родимая наша земля
.

Порядок освоения песни:

1. Определение основной тональности.
В ключе один бемоль. Начальная попевка на словах «Как пойду»

22

представляет собой ре-минорное трезвучие.
Заключительный звук песни, то есть ее главный тон—ре.
Следовательно, основная тональность песни—ре минор.

2. Настройка ладовая.
В качестве ладовой настройки следует употребить три первых звука мелодии в медленном распеве с возвращением к главному тону:

31

3. Настройка ритмическая.
Внимание учащегося обращено на четырехдольный размер напева:

41

Предварительное упражнение (освоение метра песенного напева).
По знаку, учителя дети дирижируют без пения несколько тактов на четыре четверти.

Основное упражнение (освоение ритма напева).
Пение на высоте главного тона первой ритмической фразы песни:

5

То же следует дать в двухголосии из тонического трезвучия два звука:

6

или

7

4. Определение ступени, с которой начинается фраза песни.
Первая фраза, как уже было сказано, и начинается, и заканчивается главным тоном, то есть I ступенью ре минора.

5. Пение первой фразы песни с называнием нот (сольфеджирование).

6. Вокализирование первой фразы песни на слоге ля:

8

7. Пение первой фразы песни со словами на одном дыхании спокойно и негромко.
Обратить внимание на первый слог в слове «быструю»: этот слог распет на двух звуках.

Подобным образом, в виде трех последовательных приемов:

а) сольфеджирование,
б) вокализирование,
в) пение со словами.
изучаются и последующие фразы песни.
Вторая и последующие фразы песни поются на два голоса.

Обычно при изучении двухголосия партии каждого голоса предварительно изучаются в отдельности и только после этого объединяются в совместном звучании.

Однако не следует забывать, что систематическая подготовительная работа на распевках гармонических интервалов дает возможность сразу приступить к двухголосному пению.
Полное повторение начальной запевки приходится на долю второго голоса.
Вступивший с ним одновременно первый голос поет начальную распевку терцией выше, фактически уже переключившись в Фа-мажор:

91

Заключение фразы совершенно явственно утверждает Фа-мажорную тональность уже обоими голосами:

102

Таким образом, ладовая настройка второй фразы содержит в себе ладовую переменность, которую нужно осуществить певчески в виде двух терций: 1—тоническая терция ре минор, 2—тоническая терция Фа мажор.

По знаку учителя дети поют эти две терции длительным звуком на гласной а:

112

Ритмическая настройка второй и последующих фраз в данной песне необязательна, так как новых ритмических отношений эти фразы не содержат.

Третья и четвертая фразы песни изложены в ре миноре.
Второй голос на словах «посмотри на родную сторонку» (третья фраза песни) поет полную ре-минорную натуральную гамму, начиная ее с затакта дважды повторенной V ступенью:

121

Заканчивается песня характерным для русского напева слиянием обоих голосов в октаву, начиная с широкого, типично русского хода в верхнем голосе на септиму. Этот заключительный интервал октавы требует особого внимания в отношении полной точности интонации.

Изучение песни по нотам не ограничивается освоением только одной технической стороны, то есть прочтением нотного текста путем сольфеджирования. Начиная с момента первого певческого вдоха дети уже готовятся к исполнению песни. В этом случае само звучание, окраска их голосов ответит характеру песни, так же как и распределение динамических (силовых) оттенков, гибкость в отношении движения напева (полная ровность, замедление или ускорение темпа).

Предложенный метод освоения по нотам песен «Ветер по морю гуляет» и «Как пойду я на быструю речку» следует применять при изучении по нотам любого песенного материала из школьной программы.

Соотношение теории и практики в процессе чтения голосом звуковысотиости напева или, что то же самое, его мелодических интервалов, можно представить в виде непрерывного ряда заданий, выполняемых то с помощью теории, то при содействии слуха.

С. Е. Максимов

инфо

Комментариев нет:

Отправить комментарий