Дикция в детском хоре
Четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией, то есть с ясным произношением слова при пении. Тем не менее, певческая дикция отличается некоторыми особенностями.
Спетое слово имеет свою особую красоту. Певческая практика показывает, что достичь в полной мере красоты звучания слова в пении нельзя, ограничиваясь только воспитанием чистоты речевой дикции. Объясняется это тем, что формирование звуковой волны в разговорной речи и при пении различно.
В то же время резкие недостатки в произношении согласных звуков могут быть преодолены и специальной работой над дикцией без пения, например, шепелявость сравнительно легко устраняется работой над положением языка.
Примеры звуковых сочетаний, неудобных при пении (слова, содержащие группы из нескольких согласных):
ВСТРетим; счаСТЛивей; поД КРышей; оТКРыты, СДРужились; куСТ Ракиты; я сеЙчяС С ДРутим сольюсь; наС С Солнцем, пуСТЬ Пули.
(Все приведенные примеры заимствованы из школьных песен.)
Упражнения а четком произношении этих и им подобных слов без пения должны предшествовать певческой работе над ними.
Соединение словесно-поэтического образа с образом музыкальным реализуется в пении с текстом, В узком смысле пение с текстом — это распев звуков напева на различных сочетаниях гласных и согласных. Вырабатывая полную слитность унисона, учителю придется следить и за точностью произношения гласных звуков, так как полный унисон — это верность интонирования на правильно произнесенном гласном звуке в его сочетаниях с согласными звуками.
В практике пения учитель обязан познакомить детей со свойствами гласных и согласных звуков, иными словами, дать понятие о слогах более легких и более трудных для пения.
Само название гласные звуки (глас — голос) показывает, что для голоса они вполне удобны.
Всего легче поется гласная а.
Из числа согласных звуков наиболее удобны для пения: л, д, м, н.
Согласная л помогает легкой атаке звука (начало певческого звучания).
Исключительно удобный и легкий для пения слог ля. Именно поэтому и употребляется для распева у большинства народностей.
Ля следует произносить в пенни, как итальянский слог lа, то есть твердое l и несколько мягкое а.
Согласная д облегчает твердую атаку звука.
«Тупые» согласные т, п, б в сочетании с гласными полезны для выработки четкой атаки звука.
Носовые согласные м, н облегчают нахождение хороших резонаторов,
Пение с закрытым ртом — это фактически пение на согласном звуке м.
В сочетании с носовыми гласными звуки м, н содействуют резонированию певческих слогов, например, таких:
ма
ми—ни—ми
ми—мэ—ма—мо—му
Последнее сочетание слогов содержит постепенное раскрытие певческих гласных от узкого и до широких а, о, с прикрытием рта (и звука) на гласной у.
Гортанные согласные г, к вызывают горловое звучание при пении, которого во всяком случае следует избегать.
Согласные звуки, совершенно прерывающие певческий звук, — это шипящие ч, ш, щ и свистящая с. Слоговые сочетания, включающие такие согласные, для пения трудны.
Основное правило произношения согласных звуков — четкость и краткость.
Известно, что все мастера хорового пения добиваются абсолютно точного (вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношении согласных звуков при пении.
Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим делением. Как правило, группа согласных или одна согласная присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например:
Расчленение на слоги грамматически правильное:
Славь-ся ты, рус-ска-я на-ша зем-ля.
Расчленение на слоги, требуемое при пепин:
Сла-вься ты. ру-сска-я на-ша зе-мля.
Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения легато (связного пения, кантилены).
Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего. Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов.
С. Е. Максимов
Комментариев нет:
Отправить комментарий