счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Певческое дыхание

Правильная певческая установка предопределяет успешное овладение навыками певческого дыхания, которое является основой для воспитания певческого голоса.

Многие видные педагоги отмечали, что дыхание в пении имеет исключительно большое значение — это источник энергии для возникновения звука. В обычной жизни человек дышит непроизвольно, но при пении дыхание подчинено поющему. Певческое дыхание продолжительно и объемно. При пении вздох происходит быстрее, а выдох медленнее.

Вдох происходит при активной работе мышц, поднимающих ребра, расширяющих диафрагму. Он должен быть активным, но спокойным, без шума. Опытный певец использует все типы дыхания. Вдох нужно брать легко и коротко через нос. Чтобы автоматически произошло то движение мягкого неба и гортани, которое необходимо для высокой позиции пения, нужно предложить студенту вдохнуть так, как будто он обрадовался чему-то или удивился. По объему вдох должен соответствовать темпу, протяженности музыкальной фразы, которую нужно спеть. Выдох при исполнении должен быть длинный, равномерный, спокойный, а звук при этом ровный. Педагог должен учить экономно расходовать воздух для обеспечения длительного звучания голоса. Звук должен идти плавно, поддерживаемый ровным дыханием.

Ученику необходимо объяснить, что вдох должен соответствовать характеру песни и ее темпу. Часто они стремятся набрать как можно больше воздуха – это ошибка. Голос в этом случае звучит сдавленно. Практически проверить правильность певческого дыхания можно на упражнении, когда студенты кладут ладони обеих рук несколько выше пояса, чтобы чувствовать нижние ребра.

Далее следует вдохнуть и начать выдох, имитируя дуновение на свечу. Необходимо обратить внимание, как природа замечательно координирует действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении.

Координации всех процессов. Его нужно выполнять чаще с учеником, делать не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать в процессе пения, чтобы ученик проверил правильность своих ощущений.

Еще один важный момент. Когда ученик выполняет упражнение «дуть на свечу», то педагогу следует обратить внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала вдох на выдох и в пении.

Можно подвести ученика к зеркалу и объяснить ему, что когда он дует на свечу, губы должны активизироваться ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты.

Главное естественность и гармоничность, без лишних усилий и зажатий. Зеркало в этом большой помощник, так как ученик увидит свое лицо при исполнении упражнения и исправит ошибки.

Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, нужно почаще возвращаться к этому простому упражнению.

Педагог должен постоянно контролировать дыхание у ученика при пении, объяснять ему, в чем заключается правильное дыхание, показывать приемы певческого дыхания.

Существуют упражнения для развития певческого дыхания. Их следует проводить в начале занятия. Например, для наработки правильного выдоха необходимы такие упражнения:

  1. Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву «с». Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.
  2. Взять дыхание, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух на распев в высокой позиции: «один... два... три...» и т.д. Вдох при этом должен быть коротким и бесшумным.
  3. Активно (через рот) берется дыхание, а на выдохе говорите слог «да-да-да...» Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает».
    Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук «А» (в слоге «да») получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
  4. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный «массаж» связок.
  5. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
  6. Говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.
    ма-м'а на-н'а ва-в'а
    ма-м'о на-н'о ва-в'о
    ма-м'у на-н'у ва-в 'у
    ма-м'э на-н'э ва-в'э
    ма-м'ы на-н'ы ва-в'ы
  7. Прямой корпус. Ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз!» — поднятие на носках со вдохом через нос, «два!» — опускание на пятки с выдохом через рот.
  8. Прямой корпус. Ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Шаг на месте. При вдохе через нос — шаг вперед с перенесением центра тяжести на переднюю ногу, при выдохе — шаг назад с опусканием на пятки.

После трехкратного повторения шаг вперед переносится на другую ногу, с четвертого по восьмое — упражнения на дыхание с элементами гимнастики, разработанные педагогом по постановке голоса А. Н. Стрельниковой. Такие упражнения активизируют дыхание, имеют профилактическое свойство заболеваний горла, включают в работу голосовой аппарат и укрепляют его. Эти упражнения применяют даже как лечебную гимнастику при восстановлении деятельности голосового аппарата в послеоперационный период — настолько они эффективны.

Другие статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий