счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Основные характеристики хорового пения

vocal61Определение детского голоса
Для того, чтобы определить детский голос, необходимо выявить: диапазон; тембр; примарные звуки; способность выдерживать тесситуру; переходные регистровые тоны.
Обычно руководитель хора предлагает учащемуся спеть какую-либо хорошо знакомую песню. Если это вызывает затруднение, то руководитель хора или учитель музыки просит спеть упражнение: пентахорд, трезвучие, гамму и другие упражнения(петь предлагается на слоги, гласные или с названиями звуков).

Основные свойства певческого звука

В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства правильно сформированного певческого звука и тембра голоса. Это — звонкость, ровность, полетность. Как показали проведенные исследования, данные качества голоса зависят от содержания в нем высоких обертонов (обертоны – верхние тоны гармонические призвуки) с частотой свыше 2500 герц. Эта группа высоких обертонов была названа «высокой певческой формантой» (или «верхней певческой формантой»). Чем сильнее выражена певческая форманта в голосе, тем больше его звонкость и полетность.

Основным видом голосоведения в пении является кантилена — умение петь легато, т. е. хорошо связывать звуки.

При исполнении мелодии нон легато звуки не связываются между собой. Разделение звуков происходит благодаря кратковременной задержке дыхания, без возобновления дыхания перед новым звуком.

О певческом дыхании и атаке звука

Одним из важных условий воспитания у учащихся певческого дыхания является правильная естественная певческая установка: прямое без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободноопущенные (при положении стоя) или свободно лежащие на коленях (при положении сидя) руки.

Голову нужно держать прямо, без напряжений шейных мышц; не следует опускать или запрокидывать ее назад. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости. Руководитель хора или учитель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися правил певческой установки.
Естественное формирование гласных поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый, полетный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием, — результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.

Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос или через рот и нос одновременно. Типичным недостатком у необучавшихся пению школьников является поверхностное, неглубокое дыхание, с преимущественным участием ключичной части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч учащимися.

Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают учителю такие сравнения: «вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистого цветка». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима короткая задержка дыхания, а затем очень экономный, постепенный выдох.

Важнейшим условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, то есть не следует допускать резких и больших движений грудной клетки при вдохе и выдохе. Расширяться при вдохе должны нижние ребра (поясок становится теснее).

Спокойное, естественное дыхание при пении создает условия для «опертого» звука («опертый» звук — следствие акустического сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении). Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Иными словами, «опора звука» — умение петь на экономном расходовании дыхания при достаточно активном смыкании голосовых связок.

Следует обратить внимание на необходимость овладения учащимися средних классов навыками цепного дыхания, при котором отдельные участники хора аккуратно возобновляют дыхание поочередно в разных местах. (Хорошим упражнением является пение гаммы на цепном дыхании).

Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука — начальный момент его возникновения. В практике употребляются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.
При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

При мягкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, обусловливая его спокойное и плавное начало.

О дикции в пении

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).
Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении — гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный, невыразительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, а также и глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого нёба и корня языка). Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это приведет к искажению гласных, к чрезмерному их «затемнению».

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха в щель между языком и нёбом, языком и зубами и т. д. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении ( «б», «в», «г», «д»). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее удобными.

Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных «у», «о» с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги «ку», «гу»), дает наибольший эффект в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «е» с согласным, произносимым с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (например, слоги «ди», «ле», «зи»). Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные слоги, а также гласные и согласные для вокальных упражнений в хоре.

Развитие вокально – хоровых навыков

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем вокальной педагогики.

Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимися.

Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков.
Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания.

В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки — вырабатываем нижнереберно-диафрагматическое дыхание, требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой.

Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования. Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формирование исполнительских навыков и приемов, которые придают певческому звучанию необходимую художественную окраску.

В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работе голосообразующего аппарата.
Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся?

Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух- и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.

Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного — к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии с певческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новый методический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя—все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения—искусством пения.

Необходимо показать всю прелесть, богатство, разнообразие этого вида искусства, возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.

Четвертое условие — охват целого комплекса заданий, их разнообразие.

Концентрация упражнений вокруг определенной художественно-технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.
Например, известно, что пение 1еgаtо считается основой вокального искусства. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения поп 1еgаto, то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.

Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

Основные характеристики хорового пения

Комментариев нет:

Отправить комментарий