Вокальные распевки, музыкальный материал которых извлечен из разучиваемой песни
Каждую из предложенных распевок сначала нужно спеть, называя ноты, в том темпе, который позволяет слуху осознать ступеневое значение начального звука музыкальной фразы, а интервальные скачки (начиная с терции) осваивать как мелодические переходы с одной ступени – лада на другую ступень.
Сознательно прочитав голосом распевку, следует ее спеть вокализируя, то есть отдавая все внимание распеву фразы на заданных гласных звуках и слогах.
Итоговым упражнением является пение распевки с текстом.
Освоив распевку в одной тональности, ее рекомендуется повторить несколько раз секвентно по восходящим или нисходящим полутонам. В секвенции следует применять или одно вокализирование, или вокализирование и пение с текстом. Примерные тональные границы секвенции указаны при каждой распевке.
Вокальные распевки, извлеченные из разучиваемой песни, прививают учащимся на конкретном музыкальном материале чисто вокальные приемы, сохраняя в то же время внимание детей на нотно-графическом изображении напева.
В условиях исполнения а капелла, то есть без сопровождения, распевка естественно ограничивается одной тональностью.
Упражнения, вырабатывающие длительно льющийся звук
Распевка из словацкой народной песни «Сумрак вечерний».
Примерная настройка с голоса:
Примерная настройка по инструменту:
Впевание (вокализация) музыкальной фразы на слогах да-ли-да (твердая атака, яркое звучание) и с текстом:
Модулирующая связка: ми минор – ми-бемоль минор
Модулирующая связка: ми-бемоль минор – ре минор
Распевка из “Колыбельной песни“ В.А.Моцарта.
Настройка с голоса:
Настройка по инструменту:
Вокализация музыкальной фразы на слоге ля (мягкая атака звука), на слоге да (твердая атака звука) и с текстом.
По примеру предыдущей распевки ее следует петь в тональностях: Ре мажор, Ми-бемоль мажор, Ми мажор, Фа мажор.
Распевка из русской народной песни “Коровушка“.
Настройка с голоса:
Настройка по инструменту:
Вокализация музыкальной фразы мягким звуком на припеве “лели Лель”:
Пропеть в тональностях: ми минор, фа минор, фа-диез минор, соль минор.
Упражнения, вырабатывающие беглость, легкость,четкость звуков
(Сольфеджирование, артикуляция различных слогов в быстром движении напева и пение с текстом).
Распевка из песни «Зимний праздник», музыка М. Раухвергера, слова Н. Саконской
Пропеть в тональностях: Ми мажор, Фа мажор, Фа-диез мажор, Соль мажор.
Распевка из песни “Петрушка“, музыка И. Брамса.
Пропеть в тональностях: Ре мажор, Ре-бемоль мажор, До мажор.
Распев русской народной песни “Пойду ль выйду ль я“.
Пропеть в тональностях: Фа-мажор, Соль-бемоль мажор, Соль мажор, поднимаясь каждый раз в новую тональность на полтона.
Здравствуйте Мила! С удовольствием прочитал вашу статью про распевки! Я недавно также писал на эту тему статью для одно сайта, вот: http://lookandplay.net/press/lessons/raspevki-dlya-vokalistov. Скажите, насколько их можно считать полезными? И могут ли они вообще быть полезны вокалистам, так как ваши советы совершенно другие по поводу распевок.
ОтветитьУдалить