Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.
Все три компонента упражнения — повторяемость, определённая организация и целенаправленность — являются обязательными, но сущность упражнения определяет два последних из них. Любое действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.
Для формирования различных вокальных навыков подбирают не одно, а несколько упражнений, причём упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких навыков. После каждого упражнения педагог должен указать, правильно ли оно выполнено, какие были ошибки и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутое закрепляется и затем совершенствуется.
Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков; но и “разогревают” голосовой аппарат. Часть урока индивидуальных занятий, которая состоит из упражнений, называется распеванием.
На первых занятиях при введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с певцом, подыгрывая на инструменте. Как только интонация ученика станет устойчивой, нужно оставить одну гармоническую поддержку.
Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца.
Постепенно во время занятий объём звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. Крайне предельные ноты диапазона в упражнения вовлекаются только на конечном этапе обучения.
Первые упражнения выполняются на более удобном для ученика гласном звуке, который обычно по звучанию выгодно выделяется среди других гласных. Этот гласный звук является отправной точкой в применении гласных при пении упражнений. На нём, как на наиболее удобном для себя звуке, ученик легче осваивает элементы вокально-технических навыков, добивается необходимого вокального звучания.
После того, как выбранный первоначально гласный обретает нужные качества, переходят к другим гласным, постепенно и на них, осваивая вокальное звучание, выработанное на первом гласном.
Кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Такая манера пения называется связной, или пением легато.
Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены.
Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато.
Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых связок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки.
Упражнения на одной ноте развивает равномерный, экономный длительный выдох, опору. Выдержанная нота, спетая на первоначально выбранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М. Глинка.
Пение с закрытым ртом на сонорный звук “м” [“мычание”] осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию тканей носа. Пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий