счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Певческое дыхание.

Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для “опёртого” звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.

Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха происходит наполнение лёгких воздухом и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной задержкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед воспроизведением звука — момент фиксации положения вдоха, вдыхательной позиции. Под этим следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и фиксацию полузевка. Вдыхательная установка должна сохраняться на всё время пения, на весь фонационный выдох, что составляет опору дыхания. Основной задачей правильного выдоха является его плавный, экономный выдох [т.е. воздуха, набранного при вдохе], создание необходимого для нормальной работы голосовых связок, давления в подсвязочном пространстве.

Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно–диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу: вдох сопровождается одновременным движением нижних рёбер и диафрагмы, что позволяет достигать полного вдоха. Взаимодействие дыхания и голосовых связок определяет опору звука. Иначе, певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата [гортани, органов дыхания и надставной трубки].

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Это звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый. Поэтому в начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, т.к. они во многом определяют хоровое звучание.

Начальный момент взаимодействия голосовых связок и дыхания называется атакой звука. Атака — это момент возникновения звука. Организуя работу голосовых связок в начальный момент голосообразования, атака определяет последовательное звучание. Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых связок, поэтому атака звука является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых связок, не подчинённых нашей воле непосредственно. В вокально-педагогической практике пользуются мягкой и твёрдой атакой. Кроме всего атака является выразительным средством в пении.

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией.

Артикуляционные органы имеют особое значение. Это наиболее подвижная и подчинённая нашей воле часть голосового аппарата. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, в каком положении находится мягкое нёбо. Работа этих органов находится в теснейшей связи, прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляционных органов, так же как и их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата.

Важнейшую роль в пении играет сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, т.к. через подчиненное нашему сознанию мягкое небо мы можем влиять на гортань, её устойчивость. Установка мягкого нёба в положение зевка создаёт условия формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембр, окраску, высокую позицию. Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, высокого “купола”. Это особенно важно при формировании верхних тонов у мужских голосов. Работе над зевком должно быть уделено пристальное внимание с самого начала обучения пению. Зевок является составной частью вдыхательной позиции.

Певческий уклад артикуляционных органов при образовании гласных звуков в пении отличается от речевых — акустикой, формантой. Таким же свойством обладают и певческие согласные. Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем [отдельных звуков речи — гласных и согласных] называется фонетическим методом обучения вокалу. Он является распространённым и эффективным в вокальной педагогике.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.

Работу артикуляционного аппарата надо организовать так, чтобы быстрые и интенсивные движения, особенно движения языка не нарушали певческую установку гортани, нужно научиться произносить звуки речи, почти не смещая гортань.

Высокая певческая форманта придаёт звонкость, полётность, собранность голосу ещё за счёт головных и грудных резонаторов, увеличивающих акустику звука.

Для осуществления певческого дыхания, звукообразования важна осанка, правильное положение корпуса и головы. Нужно следить, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника, т.к. диафрагма своими веерообразно идущими мышцами прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Расправленная грудь, голова не закинута назад.

У начинающего петь необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения — поднятие плечей при вдохе [что говорит о ключичном дыхании]; отучить от отрывистых судорожных вдохов [что ведёт к быстрому опадению грудной клетки]. Поющий должен находиться постоянно в состоянии вдоха. Таким образом, выработка и закрепление устойчивых мышечных ощущений даст возможность добиться полного и свободного звучания голоса.

Работа дыхательных мышц во время пения связана с работой гортани и резонаторов. Фонация и дыхание находятся в прямой связи. Стабилизация гортани — это принцип, на котором должен формироваться голос. При обучении пению надо создать благоприятные условия, чтобы гортань могла занять наиболее удобное положение для звукообразования: добиваться полной свободы нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий