Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.
Атака звука
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата.
Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания.
Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Твёрдая атака
Голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха, звук голоса жёсткий, напряжённый.
Твёрдую атаку используют как средство музыкальной выразительности для передачи характера произведения. Кроме того, твёрдая атака используется для активизации гортани.
Мягкая атака
Момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание [зажатие].
При мягкой атаке звук становится эластичным, полётным, округлым, мягким.
Открытый звук
Открытый звук имеет “белую окраску”, звучит резко и плоско, позиция его низкая, он ограничен в диапазоне и звучит однообразно.
При пении открытым звуком в основном используется грудной резонатор.
Прикрытый звук
Прикрытый звук имеет “тёмную окраску”, звучит мягко, округлённо с использованием головных и грудных резонаторов. Позиция его высокая, звук гибкий, полётный, красивого темпа.
Резонаторы
Та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором.
Различают верхние и нижние резонаторы.
К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.
К нижним резонаторам относятся грудная клетка [грудина, альвеолы, пустотелые бронхи].
Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полнозвучие.
Высокая позиция
Для выработки высокой позиции звука надо помнить, что основной задачей является сохранение на всем диапазоне голоса действия головных резонаторов. Этому будет способствовать создание в голосовом аппарате определённых технических условий:
1. Глубокое эластичное дыхание.
2. Достаточно открытая глотка, что обеспечивает свободу артикуляции и беспрепятственный поток воздуха-звука. Достигается это путём поднятия нёбной занавески и свободной нижней челюсти.
3. Звук, прикрытый и округлённый на всём диапазоне.
4. Мягкая атака звука.
5. Чёткое формирование согласных и гласных звуков.
6. Общий тонус певца.
Певческое дыхание.
Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха. Голосообразованию предшествует вдох, который берётся активно и бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полу зевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука.
Чтобы вдох был достаточным глубоким и полным, воздух надо набирать в нижний отдел грудной клетки, расширяя нижние ребра в стороны.
Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — задержкой дыхания, после чего начинается выдох.
Мгновенная задержка дыхания перед выдохом является моментом фиксации положения вдоха или иначе, вдыхательной позицией.
Основной задачей певческого выдоха является плавное и экономное расходование дыхания, взятого на фразу.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Вдох сопровождается одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, что позволяет достигать полного вдоха. Диафрагма сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних рёбер, раздвигая их в стороны.
Кантилена
Кантилена - это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.
Дикция и артикуляция
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией.
Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро.
Согласованность и интенсивность работы артикуляционного аппарата определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.
Артикуляция должна быть свободной, нижняя челюсть в полуопущенном состоянии без напряжения.
Правильное произношение в пении опирается на нормы произношения литературного языка — орфоэпию
[в переводе с греч. — правильная речь].
Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того,
чтобы слог был открытым.
Рекомендуемая литература
1. П.Голубев “Советы молодым педагогам–вокалистам”, М.МУЗ.ГИЗ, 1963 г.
2. О.Павлищева “Методика постановки голоса”, Музыка, 1964 г.
3. И.Пряншиников “Советы обучающимся пению”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.
4. С.Юдин “Формирование голоса певца”, М.МУЗ.ГИЗ, 1962 г.
5. Д.Аспелунд “Развитие певца и его голоса”, М.МУЗ.ГИЗ, 1952 г.
6. В.Садовников “Орфоэпия в пении”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.
7. О.Чишко “Певческий голос и его свойства”, М., 1987 г.
8. В.П.Морозов “Вокальный слух и голос”, М-Л, 1965 г.
9. К.П.Виноградов “Работа над дикцией в хоре”, М., 1967 г.
10. Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”
11. Ф.Ф.Заседателев “Научные основы постановки голоса”, М., 1937 г.
Преподаватель В.Н. Есафова
Комментариев нет:
Отправить комментарий