Певческие упражнения
Распевание голоса в условиях пения а капелла.
В отличие от распевок, основанных на полутоновых сдвигах главного тона, распевки, исполняемые а капелла, укрепляют однv тональность — тональность избранной песни.
Ясно, что полутоновые сдвиги тональностей в условиях пения без инструментального сопровождения затруднительны и неудобны для слуховой перестройки.
Все приведенные распевки в условиях одной тональности возможны как тренировочный материал при работе с хором.
Интервал в песне
Пение мелодии по существу представляет собой исполнение голосом интервалов.
Любая мелодия — это фактически цепь мелодических интервалов, связанных между собой музыкальным смыслом. Отсюда ясно, насколько велико значение интервала в пении и с каким вниманием следует вырабатывать точность интонирования как со стороны высоты звуков, его образующих, так и со стороны ритма, в котором тот или иной интервал дан в напеве.
Следующий краткий пример пояснит сказанное о мелодии как цепи интервалов.
Интервал примы
Упражнение, вырабатывающее на интервале примы точность интонирования длительного звука на разных гласных и разных слогах.
Упражнение петь на высоте главного тона изучаемой песни.
Исполнять неторопливо, вслушиваясь в каждый звук; длительность звука произвольная, не слишком продолжительная, чтобы не утомить дыхания, но достаточная, чтобы проконтролировать звук своего голоса на различных гласных и слогах.
Примеры распева главного тона в различных тональностях.
Соль мажор – соль минор
Ми мажор – ми минор
Ля мажор – ля минор
Певческий звук в отношении громкости должен быть весьма умеренным, чтобы не мешать певцу слышать интонацию своего голоса в полной слитности с интонацией голосов всех поющих.
Упражнения следует петь всем классом, группами голосов, а также отдельными учащимися для уточнения интонации.
Особое значение интервал примы приобретает благодаря тому, что повторение голосом главного тона настройки уже представляет собой приму, образованную звуком настройки и повторением этого звука голосом.
Интервал октавы
Интервал октавы в певческом отношении представляет определенную трудность, так как при каждом октавном скачке голос переключается в другой регистр.
Примерное упражнение на интервале октавы
В музыкальном литературе часто встречается повторение мелодического оборота на различной высоте в восходящем или нисходящем движении. Такой композиционный прием носит название секвенции. В певческой практике секвенция в виде кратких попевок по ступеням лада зачастую применяется в виде упражнении.
Все последующие интервалы изучаются путем тональной секвенции. Такой способ принят в практике как наиболее легкий для слухового восприятия интервала и исполнения его голосом.
Вокальные распевки на интервале в условиях секвенции
Секунда и прима
Далее продолжать восходящую секвенцию от звуков фа, соль, ля, си, до, после чего следует нисходящая секвенция:
Закончить секвенцию распевкой, утверждающей основной тон:
Терция
Кварта с поступеным заполнением
Квинта с поступенным заполнением
Секста с поступеным заполнением
Септима с поступеным заполнением
Порядок изучения интервалов в пении должен соответствовать системе освоения ступеней лада. Таким образом, вначале осваивается интервал примы на распеве главного тона песни.
Затем изучаются интервалы, входящие в состав тонического трезвучия, а именно: чистая квинта, большая и малая терции, чистая кварта. Позже изучаются интервалы сексты, секунды и септимы.
Ради простоты прочтения нотного текста, упражнения изложены в До-мажоре. Учителю предоставляется возможность транспонировать предложенные распевки в тональность изучаемой песни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий