счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Что надо знать о детском голосе (Н. Добровольская)

Возрастные особенности

vocal9Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать руководителю детского хора для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.

Различают четыре основных стадии развития голоса:

7—9 лет—младший домутационный возраст;
10—13 лет—старший домутационный возраст;
13—15 лет— мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка)
16—18 лет—послемутационный период, становление голоса взрослого человека.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование».
Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Голос 7—8-летнего ребенка небольшой по силе и высоко звучащий («фальцетное звучание»), потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца — голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).

Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач-фониатр устанавливает у них эти перемены в 10—11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих. Если певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 10—12-ти годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Как же идет формирование голоса дальше, как развивается голосовой аппарат школьников и чем характерен следующий период, когда подросток достигает 13—14-ти лет? Для этого возраста характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестает быть плавным.

Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его объеме: некоторые учащиеся, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо.

Изменения в голосе появляются и у мальчиков и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. При еще чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок.

Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется:понижаясь, переходит в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации. Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз прекращать пение в первые ее 3—4 дня. Этот режим надо строго выполнять.

К 16-ти годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре проявляется оттенок будущего взрослого голоса —ученик то поет «новым» голосом, то переходит снова на прежний. Голосовые связки юноши становятся вдвое длиннее детских, но гортань еще продолжает расти. В 17—18 лет сила голоса молодых певцов только начинает приближаться к силе взрослого голоса. Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, но все же наблюдаются остаточные явления мутации (покраснение, слизь), продолжает еще развиваться дыхательный аппарат. Окончательное формирование голоса происходит лишь к 20-ти годам (иногда и позже). Между тем, появившиеся голосовые возможности увлекают молодых людей, они порой злоупотребляют силой и диапазоном ( звуковой объем голоса) своего еще неокрепшего голоса. Ведь голос можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда сформирован весь организм.

Диапазон и регистры голосов

Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет—до1, ре1—ре2; подростков: альтов — ля, си малой октавы—ре2, до2, сопрано — до1, ре1—фа2, соль2; юношей—ре, до малой — си малой октавы, до1.
Знание особенностей возрастного диапазона поможет руководителю хора правильно распределять учащихся по партиям. Обращая внимание на звучность голосов, его индивидуальные качества, учитель создает тем самым благоприятные условия для естественного развития тембровых 3 качеств каждого голоса.

В начальных классах при двухголосном пении поющие делятся на первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних же и старших классах, внимательно следя за индивидуальным качеством голоса, руководитель хора поручает альтовую партию тем учащимся, у которых естественно звучат низкие ноты. В сопрановой партии могут петь школьники, у которых свободно звучат ми2 и фа2.

Звуки, находящиеся на границе среднего и верхнего регистров, называются «переходными». Если они устойчивы, свободны, то переход из регистра в регистр произойдет плавно, голос будет звучать ровно на всем постепенно развивающемся диапазоне. На этом основано сглаживание регистров.
Различают три тесситурных регистра: нижний, средний и высокий.

registri

Лучшие качества сопрано І проявляются обычно в среднем регистре.

registri2

Альт II отличается более мягким, бархатистым звучанием. В этой партии обычно поют мальчики, у которых начинается мутация.

Певческий голос должен звучать ровно на всем диапазоне. Средством плавного, нерезкого перехода от грудного регистра к головному резонированию служит выработка микстового (смешанного)звучания. Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, то есть с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно.

Примарное звучание определяется индивидуальными особенностями устройства голосового аппарата. Обычно примерные звуки находятся в середине диапазона певца. Начиная развивать голос с примарных звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащегося вверх и вниз. При этом поющий, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Работа эта ведется очень осторожно и постепенно. Преимущество такого подхода к развитию певческого голоса, его истинная вокальность заключается прежде всего в том, что мы не форсируем, не напрягаем голос, а исходим из того, что характерно, удобно и естественно для голоса, распространяя это свободное звучание на другие отрезки диапазона.

Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М. И. Глинка. «По моей методе, — писал он, — надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущиеся), ибо, усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные его звуки”.

(Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса)


Что надо знать о детском голосе (Н. Добровольская)

Комментариев нет:

Отправить комментарий