счетчик посещений

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Вокальные упражнения.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки ты можешь не попадать с самомго начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки ты можешь обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у тебя может перехватить горло и тебе нужно будет откашляться и т.д. Распевка для певца - что разминка для спортсмена.

1) Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Ниже приведена одна из распевок, знакомых мне ещё с детства. Послушай её или скопируй. В основе её лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней. Поётся распевка с такими словами:

" Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?"

В приведённом файле показано, как повышается тональность при этой распевке.

Скачатьmidi

2) Интервалы. Следующее упражнение научит тебя попадать на различные ноты, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе. Начинать это упражнение также следует с удобной для тебя ноты, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп. В основе упражнения также лежит однооктавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

Легато Стаккато

3) Вибрато. Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения. Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5-ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку. Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе. Как мы помним, наиболее благоприятно для слуха вибрато с частотой колебаний 6-7 Гц, поэтому нужно стремиться к выполнению упражнения в темпах, соответствующих этим частотам. Но поскольку новичкам это сделать почти невозможно, следует начинать выработку вибрато с темпа, соответствующего вибрато более низкой частоты, например, 3 Гц (кнопки с упражнением в требуемых темпах даны ниже).

1-е важное указание к исполнению данного упражнения. Желательно, чтобы эта пятая, повторяющаяся 5 раз, нота не звучала отрывисто, как в приводимых ниже звуковых вариантах. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, у тебя будут звучать не 5 коротких отдельных нот одной высоты, а одна длинная, с плавным волновым изменением громкости, где есть 5 пиков, соответствующих исходной громкости, и 4 впадины между ними. Главное добиться равномерности: чтобы расстояния между пиками были одинаковы по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости.

При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда ты хорошо отработаешь данное упражнение в отношении громкости, продолжай добиваться, чтобы при волновом понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.

2-е важное указание. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.

Данное упражнение, на самом деле, достаточно выматывающе. Не доводите себя до изнеможения, не делайте его слишком по-многу. Оно требует недюженной силы воли. На выработку правильного певческого вибрато уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. У кого-то не хватает выдержки, и он не добивается желаемого результата. А у кого-то хорошее певческое вибрато - от природы, ему и отрабатывать ничего не нужно.


3Гц

3,5Гц

4Гц

4,5Гц

5Гц

5,5Гц

6Гц

6,5Гц

7Гц

4) Развитие диафрагмы и опоры дыхания. Упражнение заключается в исполнении восходяще-нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.


4Гц

4,5Гц

5Гц

5,5Гц

6Гц

5) Развитие верхнего регистра и умения петь через порог. Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает переход, и ты начинаешь петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот переход тебя не должен смущать, главное - постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения перехода в другой регистр уже нет. Здесь ты просто тренируешь умение скользить по нотам через октаву.

Скачать midi

6) Умение петь несколько нот одной высоты. Петь одну ноту, повторяющуюся несколько раз, на самом деле, не всегда легко. Голос, как бы, начинает сопротивляться и капризничать, намекая на то, что он может петь не одну ноту, он способен на гораздо большее. В результате этого звук может непроизвольно отклоняться по высоте в ту или иную сторону. Ещё труднее удержать одну ноту, когда меняется гармония в аккомпанементе. Следующее упражнение поможет справляться тебе с подобными трудностями.

Скачать midi

Комментариев нет:

Отправить комментарий