счетчик посещений

суббота, 6 февраля 2010 г.

Простые полезные секреты: бас-гитаристам

Итак, начнём!

Простые полезные секреты: бас-гитаристам, будущим и настоящим музыкантам посвящается


Глава I
Посадка.

Для того, чтобы играть на бас-гитаре было легко и удобно, необходимо постоянно учитывать ряд простых, но очень важных факторов: посадка, длина ремня, опора, постановка рук (и неотъемлемая её часть — звукоизвлечение) и даже состояние кожи рук в местах соприкосновения с инструментом, а также многое другое.

Поговорим о посадке. Ставшая классической для бас-гитаристов посадка с опорой деки (корпуса) бас-гитары на правую ногу позволяет уверенно играть слэпом, не создаёт неудобств для правой руки и требует небольшую длину ремня. Поскольку моё мнение носит характер рекомендаций и наблюдений, замечу, что для левой руки (л.р.) такая посадка окажется удобной не всем. Отстранившись от подробностей, добавлю, что запястье л.р. при такой посадке неизбежно перегибается, вызывая напряжение. Решением вопроса может стать подъём грифа «к потолку», чтобы его крайняя верхняя точка оказалась на уровне глаз. Необходимо отметить: для того, чтобы не испытывать дополнительного дискомфорта на сцене, при игре сидя гитара в идеале должна находиться в том же положении, что и при игре стоя. В противном случае ощущения будут сравнимы разве что с игрой на совершенно чуждом инструменте. Не рискуйте своими коллегами, слушателями, а также общими впечатлениями от испорченного буквально вашими же руками концерта.

Моя посадка отличается от вышеупомянутой, и своей опорой корпуса на левую ногу (учитывая, что я «правша», т.е. звук извлекается при помощи пальцев п.р. (правой руки) напоминает посадку «классических» гитаристов, только без банкетки для левой ноги. Недостатком такой посадки является неудобство при игре слэпом «новой школы», поэтому молодым музыкантам, ориентированным на овладение в первую очередь техникой «нью-скул слэп», вряд ли стоит использовать подобную посадку. Теперь о преимуществах. Во-первых, удобство заключается в том, что уже нет необходимости дополнительно выгибать л.р. в запястье, поскольку даже в нижних позициях (с I по V лады) её положение анатомически правильно и естественно (головка грифа на уровне глаз и фиксированная длина ремня подразумеваются). Вторым плюсом является отсутствие различий при игре сидя и стоя, т.к. положение гитары в этих двух различных состояниях относительно рук и туловища практически не меняется. И, наконец, в-третьих: п.р. имеет возможность быть естественным (а значит удобным!) образом вытянутой, не перегибаясь ни в локте, ни в запястье.

Отдельным пунктом следует отметить высоту струн над XII-м порожком* инструмента, которая не должна превышать 5 мм. В противном случае игра будет осложнена необходимостью прикладывать лишние усилия для звукоизвлечения и «украшена» фальшивыми нотами в верхних позициях за счёт излишнего натяжения струны, прижимаемой к порожку. А ведь для качественной и «чистой» игры на бас-гитаре совсем не требуется, как принято ошибочно считать, обладать «сверхъестественной» физической силой! Вспомните былины любого народа: разве хоть один из упомянутых в них могучих героев играл на басу?

Справка: *порожками называются «железочки», врезанные перпендикулярно длине грифа в его накладку, ладами — пространства между порожками.


Глава II
Правильная постановка рук.


Существуют различные постановки рук, а также множество мнений, какая же из них является самой правильной, ведь известен многочисленный ряд примеров, когда музыканты используют совершенно разные постановки рук и при этом являются настоящими Мастерами своего дела. Конечно! Ведь каждый музыкант имеет возможность выбирать ту постановку, которая видится наиболее удобной и перспективной именно ему. Моё мнение относительно данного вопроса формулируется просто: правильна та постановка правой и левой рук, при которой не возникает болевых ощущений во время игры и которая соответствует анатомическому строению тела.

Стоит пояснить. Если мы внимательно проанализируем конструкцию струнных музыкальных инструментов, то увидим нечто общее: гриф с натянутыми вдоль него струнами и деку, к которой крепится гриф. А ведь история возникновения большинства известных нам «струнных» уходит корнями глубоко в прошлое. Даже такой «молодой» инструмент как стик (Stick), появившийся чуть позднее первой в мире бас-гитары Fender Precision, хоть и не имеет деки (подставка крепится непосредственно к грифу), также повторяет конструктивный принцип своих почтенных предшественников. Резонно заметить, что если бы можно было придумать что-то более удобное, оно уже давно было бы придумано. Например, скрипачи пользуются подбородниками, дабы избежать дискомфорта при игре и не повредить ненароком шею или даже лицо! В то же время течение столетий также прошло незамеченным для конструкции скрипки. Значит проблемы, связанные со сложностью обучения игре на музыкальном инструменте, находятся в другой плоскости (обойдёмся без упоминания многострадального танцора, которому, наверное, уже давно ничто не мешает).

Ознакомившись с техниками игры на разных музыкальных инструментах, включая клавишные и ударные, можно сделать вывод: их объединяет как минимум один фактор — естественное положение рук.

Объяснить детально что же такое правильная постановка рук при игре на бас-гитаре и быть уверенным в полном понимании читателем сути сказанного мне (в рамках статьи) практически не видится возможным, тем более учитывая, что даже на индивидуальных занятиях понимание студентом как собственноручно воплотить вышеупомянутое действие приходит далеко не сразу — столько нюансов у такого, казалось бы, банального явления.

Но всё же попробую взять на себя эту благородную миссию.

Сразу договоримся о том, что пальцы л.р., а для удобства и п.р., обозначаются арабскими цифрами: 0 — большой, 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец.

Оставив за горизонтом внимания безопорные техники игры, заключим, что опорными как для правой, так и для левой рук, являются «нулевые» пальцы. Также договоримся, что первой фалангой** будет считаться фаланга, обладающая ногтем, а третьей — растущая из кисти. В подавляющем большинстве случаев человеческий палец имеет три фаланги.

**Фаланга — длина пальца между суставами.

Опорой для п.р. могут служить: датчики (звукосниматели), гриф, а также сами струны (в случае с техникой переменной опоры). Для л.р. опорой «нулевого» пальца является середина ширины грифа вне зависимости от позиции. То есть «нулевой» палец не должен, как нередко бывает, «выглядывать» со стороны нижней (самой толстой) струны, дабы не затруднять движение всей л.р. вдоль грифа, и не сковывать своим нелогичным местонахождением её остальные пальцы, ведь они же ни в чём не виноваты!

Играя 1м пальцем п.р. на сильную, а 2м — на слабую доли, незадействованные 3й и 4й пальцы могут и должны выполнять очень важную роль — не допускать лишних звуков незадействованных в данный момент струн, т.к. неотъемлемым условием качественного звучания бас-гитары является отсутствие во время исполнения лишних призвуков и шумов, вызванных неправильным глушением неиспользуемых струн или же вообще его полным отсутствием. Если последний фактор присовокупить к выступлению на концертной площадке масштаба даже таких московских клубов, как «Apel'sin», «Табула раса», «Точка» или «Plan B», каждый из участников Вашего музыкального коллектива сможет испытать уникальные ощущения, сравнимые разве что с игрой под аккомпанемент взлетающего поблизости вертолёта.

Утомление, вызванное выполнением упражнения, и боль, возникающая в любой части руки или спины, являются следствиями совершенно разных причин. Возникновение утомления особенно на первых этапах обучения неизбежно и связано с нагрузкой на не столь интенсивно используемые ранее мышцы. Перед занятиями будет полезно сделать ряд разогревающих мышцы и сухожилия упражнений (начинать лучше с мышц предплечий, а завершать — массажем кончиков пальцев): потирание, аккуратное потягивание рук и непосредственно пальцев делают руки менее скованными, снижая вероятность переутомления уже в начале занятия. Большинство из них настолько просты, что позволяют выполнять их даже в условиях общественного транспорта. Однако бас-гитаристам с подозрительной внешностью делать эти упражнения прилюдно я бы всё же не рекомендовал.
Для того, чтобы не подвергать пальцы излишним нагрузкам, имеет смысл использовать кондиционер для струн (например, GHS Fast-Fret или минеральное масло Dunlop 65, а также любое другое средство, предназначенное для ухода за струнами). Помимо снижения трения подушечек пальцев и струн, эти средства увеличивают срок службы струн за счёт удаления с них грязи и создания защитной оболочки. Вообще бережное отношение к инструменту оправдывает себя не только и даже не столько его привлекательным внешним видом (согласитесь, мало кому захочется иметь дело с человеком, инструмент которого несёт на себе «культурный слой» отпечатков пальцев, пыли и других неприглядных артефактов), сколько даёт возможность его владельцу не расставаться с чем-то уже привычным и близким раньше времени, а возможно и никогда. Более того: если учесть, что бас, сделанный из качественных материалов, со временем «разыгрывается», его звук становится глубже и красивее (вряд ли Sting и Geddy Lee (Rush) до сих пор продолжают играть на весьма старых и порядком «потрёпанных временем» моделях бас-гитар по причине того, что не могут позволить приобрести себе более новые и симпатичные), подобный подход обретает ещё больше смысла.

В завершение темы хотелось бы добавить, что качественно сделанная и при этом новая бас-гитара, на которой приятно и удобно играть (даже если брать в расчёт только эргономичность), вряд ли будет стоить менее 5-7 тыс. р. Также стоит заметить, что более «серьёзные» инструменты (стоимостью свыше 800 $), а уж тем более цена которых составляет свыше 35-40 тысяч рублей (в данном случае цена действительно зачастую гарантирует качество, хотя бывают и неприятные исключения) доставят не только значительно большее удовольствие от игры, но и при надлежащем отношении со временем вряд ли сильно потеряют в цене, а спустя несколько десятков лет, вероятнее всего, только выиграют. Другими словами, приобретение дорогой бас-гитары не станет выброшенными на ветер деньгами даже в случае, когда человек прекращает (всегда грустно об этом говорить) свою музыкальную деятельность. Есть ещё один вариант: купить инструмент у его предыдущего владельца. Это несложно. Зайдя практически на любой музыкальный форум как www.musicforums.ru

Практически все вышеупомянутые факторы относятся и к рекомендуемому мной подходу при покупке комбо-усилителя, соединительных кабелей, а также других жизненно необходимых для человека предметов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий