счетчик посещений

суббота, 30 января 2010 г.

Школа эстрадного вокала

Физическое самосознание певческого процесса


Я считаю, что для певческого процесс а все наше тело является как бы музыкальным инструментом, как, например, скрипка или виолончель. Поэтому в дальнейшем в своих рекомендациях я буду проводить сравнения способов фонации с принципами органики этих инструментов. Например, наше туловище - это деки, звуковой канал - это струны и т.д. А инструментальный способ вокализации можно сравнить с работой смычка.

Роль беззвучных упражнений

Физическое самоосознание свободы в певческом процессе нацелено на снятие мышечных зажимов. Здесь надо наработать ощущение, когда каждая необходимая мышца организма, как музыкального инструмента, контролируется сознанием. В практику необходимо включить беззвучно исполняемые упражнения на определение мышц, участвующих в фонации, и для нахождения нужных ощущений.

В литературе я читала, что «дыхание нельзя развивать в отрыве от пения, а только в процессе». Но практика показала, что невокализованные упражнения приносят свою пользу, а порой они просто необходимы.

Подтверждение этому я нашла в книге А. И. Севастьянова «132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания», изд. Москва, 2002 год. Это учебно-практическое пособие по профессиональной культуре учителя рассматривает одну из проблем по технике речи и речевого голоса учителя и раскрывает методы речевой подготовки на комплексе специальных тренировочных упражнений, включая и беззвучные.

Однако в результате различных целевых установок в речи и пении один и тот же анатомо-физиологический аппарат используется неодинаково, и механизмы его функционирования значительно отличаются друг от друга. У одного и того же человека певческий голос не всегда соответствует речевому, бывает высокий речевой и низкий певческий и наоборот.

Еще один пример. В речевом голосе звук не успевает образовывать вибрацию, характерную для певческого голоса, а отсутствие вибрации придает голосу другой тембр. Принцип вокализации присущ только певческому процессу и роль беззвучных упражнений для него явно необходима.

Мысль о беззвучных тренировочных упражнениях прослеживается в опыте многих педагогов-вокалистов. Эти упражнения помогают наработке нужных ощущений, учат их контролировать и управлять ими.

Снятие мышечных зажимов

Для снятия мышечных зажимов педагогу необходимо воспитывать мышечную рефлекторную память на основе самоконтроля и самоанализа. Напряжения и зажимы могут присутствовать в любом месте певческого аппарата. Некоторые дефекты певческого звука, такие как горловой, гнусавый, с носовыми призвуками и т. д. имеют зажимы в рото-глоточном канале.

Все эти дефекты, как правило, носят приобретенный характер в результате неверных певческих навыков. А иногда и врожденный, если присутствуют физиологические дефекты, как, например, приросший корень язы- ка. Язык при фонации не опускается «лодочкой» В полости рта, а встает «горбом» и перскрывает рото-глоточный канал.

Что касается снятия мышечных зажимов, то я пришла к выводу, что полезно перенести часть распевания голоса и упражнений в положении «лежа». И оказалось, что моему методу нашлось подтверждение в книге выдающейся американской актрисы и театрального педагога Кристин Линклейтер «Освобождение голоса», переведенной ее ученицей Ларисой Соловьевой, ныне педагогом Российской академии театрального искусства (ГИТИСа).

Свой опыт работы Кристин Линклейтер посвятила способам и практическим рекомендациям по снятию зажимов и свободе голоса. Главную установку она делает на осознание ощущений и управление ими.

Предложенные ниже установки при работе с голосом - результат не только моего личного опыта, но и наилучших способов и приемов разных педагогов-вокалистов.

Приёмы релаксации

Релаксация - расслабление с заданной установкой. Именно с релаксации необходимо начинать вводить учащегося в певческий процесс. Овладеть способами релаксации - значит научиться слышать и слушать себя изнутри. Расслабление не ради расслабления, где присутствует вялость, а ради способности расслабить мышцу, а потом ввести ее в актив.

Смена актива и пассива даст уверенность в том, что органы, участвующие в певческом процессе, смогут вести себя так же, но уже без зажимов. Ощущения становятся регулируемыми. Объем ощущений актива и пассива воспитывается на воображаемом контакте с собственными мышцами, а мышечные ощущения накладываются на внутреннее состояние собственного организма.

Необходимо овладеть всеми способами расслабления и активизации мышц для того, чтобы впоследствии снять ненужное напряжение и мышечные зажимы, оставив под контролем те мышцы, которые способствуют своей активностью улучшению качества голоса.

Из упражнений по релаксации выносим опыт: знание двух контрастных ощущений - релаксации и актива, которые можно регулировать.

Упражнения по релаксации
Все упражнения выполняются лежа на спине. 1. Научитесь наблюдать себя со стороны.
2. Ощутите контуры своего тела, как бы начертанные в воздухе.
3. Закрыв глаза, познайте свое тело внутри (1-2 мин.).
4. С закрытыми глазами мысленно путешествуйте внутри своего организма (прочувствуйте каждый внутренний орган).
5. Начиная со стопы и пальцев ног и постепенно переходя к туловищу, а потом к голове, начинайте каждую мышцу в теле вводить в актив (напряжение), потом в пассив (расслабление). Помогайте воображением: будто костные суставы наполняются воздухом при активе, потом освобождаются от него при пассиве. Можно подключить ощущения: тяжесть - легкость, зажим - разжим. При пассиве мышцы как бы «тают», «растворяются».
6. Ягодицы, живот, пах прочувствовать на активе и «растворить» на пассиве.
7. Позвоночник от копчика до черепа поддается чувству гравитации на активе, а на пассиве - постепенное расслабление до чувства легкости.
8. Поясница и весь живот напрягаются и расслабляются, входят в зажим и разжим.
9. Лопатки отделяются от позвоночника, устремляясь в разные стороны на активе; на пассиве занимают исходное положение (раздвигаем, соединяем).
10. Руки во всех суставах (локтевые, плечевые, кистевые) «наполняются воздухом» на активе и «растворяются» на пассиве.
11. Мышцы лица «растапливаются» (расслабляются).
12. Формируем ощущение тяжести в голове на активе и ощущение легкости (как воздушный шар) на пассиве.

В результате релаксации все мышцы «тают», а суставы «наполняются воздухом», а каждый орган способен отделиться от туловища и парить отдельно. Вся система релаксации представляет собой своего рода медитацию.
инфо

Комментариев нет:

Отправить комментарий