счетчик посещений

суббота, 30 января 2010 г.

Школа эстрадного вокала

Наработка ощущений

Наработка ощущений построена на процессе внимания, наблюдения, анализа и контроля. Задания на новые ощущения формируют более высокий уровень нашего сознания.

Если каждое ощущение вместе с педагогом оговаривается словами, то оно обретает конкретную форму. Но иногда сознание противится переменам. Это происходит в случае, если учащийся не в состоянии наблюдать за своими ощущениями, анализировать их и контролировать. Тогда эту функцию берет на себя педагог. Он ставит вслух вопрос и анализирует вместе с учеником его ответ.

Вам не надо будет тратить время на контроль, если вы позволите каждой мышце «рассказать» о себе. Результаты предложенных способов пассива и актива обсуждаются вместе с учащимся, фиксируются его сознанием и закрепляются мышечной памятью.

Физическое осознание позвоночника

Позвоночник - это опора не только для всех органов и корпуса, но и для певческого дыхания. Мышцы поясничной области со стороны спины активно участвуют в так называемом у вокалистов поясе напряжения. Прием «пояс напряжения» при ауфтакте иногда считается необходимым (особенно в случае мужских голосов) для сохранения певческого состояния.

Однако напряжение и зажим (зажатость) - разные вещи, которые нельзя путать. Напряжение - это мобилизация, максимальная активность организма, как духовная, так и мышечная. Хорошо организованная мышечная энергия определяет певческое состояние организма и влияет на силу звука.

Мышцы долевые, идущие вдоль почек ниже лопаток и опускающиеся в область поясницы, очень важны, они являются как бы нижней декой нашего живого музыкального инструмента. Именно они дают нам нужный тонус в ощущении певческой активности и энергетического тонуса. Эти же мышцы помогают в создании подсвязочного давления («пой на себя»).

В приемах некоторых педагогов это означает петь на удержанном дыхании, а не на «вытолкнутом из себя». Циркуляция дыхания в певческом положении как раз и опирается на мышцы, окружающие позвоночник со стороны спины и поясницы. Надо заметить, что для циркуляции певческого дыхания могут быть подключены разные мышцы, и это тоже чисто индивидуально.

Когда слабо развиты мышцы пресса и диафрагмы всей нижнереберной системы, то тогда перенос сознания на мышцы со стороны спины может сыграть решающую роль. Иногда «пояс напряжения» сопряжен только с мышцами реберно-диафрагмальной области, иногда пресса. Удачно исполняются звуки высокой тесситуры, если «пояс напряжения» опускается до паха.

Но я считаю, что само слово «напряжение» не только отражает разные понятия, но и может способствовать зажимам. И поэтому предлагаю преподавателям вместо термина «напряжение» использовать термин «активность».

Устаревший метод «пояс напряжения» не является эффективным приемом для свободно льющегося голоса, так как подсознательно ведет некоторых певцов к зажимам мышц. И опять очень тонкая грань между активностью, напряжением и зажимами. Задача педагога - тонко регулировать данные представления в сознании поющего, потому что именно он управляет импульсом всех своих мышц.

Однако, вернемся к позвоночнику. Чтобы осознать его роль и значимость, выполняем следующие упражнения:

1. Знакомство с позвоночником

Физическое осознание позвоночника начинается с изучения его строения. Снимая напряжения мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. Из упражнений с позвоночником мы опять выносим знание двух чувств: релаксации и зажима, т. е. актива и пассива, которые можно регулировать. Мы учимся замечать зажимы во всех органах тела и снимать их. Неправильная осанка, вялая, согнутая спина мешают работе диафрагмы.
Итак, позвонки, как кубики, накладываются друг на друга от копчика до седьмого шейного позвонка. Далее пропускаем энергетический поток по позвоночнику снизу вверх, ощущая, что все межпозвонковые диски вытягиваются, а с ними и весь позвоночник.
Наблюдаем себя со стороны и сосредотачиваем внимание на позвоночнике. Необходимо развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию, когда напряжение снимается и в теле освобождается энергия., Нарабатывается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности позвоночника. Мы как бы видим каждый позвонок, встроенный в ствол позвоночника, начиная с копчика и заканчивая шейными позвонками, на которых голова плавает, как воздушный шар.

2. Выравнивание позвоночника

Все части позвоночника должны нести одинаковую нагрузку в поддержании тела. Если для поддержания тела нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, то для поддержки тела напрягаются мышцы живота, что не позволяет им откликаться на приемы дыхания. Когда верхняя часть позвоночника слабо поддерживает грудную клетку и плечевой пояс, то помогают грудные мышцы, которым тогда трудно участвовать в процессе дыхания. Когда шейные позвонки не выровнены - расстраивается весь звуковой канал. 3ажатые шейные позвонки автоматически зажимают мышцы челюсти, гортани, языка и даже губ.
Мы контролируем позвоночник, чтобы сделать мышцы свободными для движения. Они не должны выполнять работу скелета, иначе они используют дополнительную энергию. Чем лучше вы представляете себе связь движения тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

3. «Выстраиваем» и «расслабляем» позвоночник

уроки вокала

Рис. 1. ПОЗВОНОЧНИК - опора дыхания

Сначала сосредотачиваем внимание на копчике. От него, как башню из кубиков, начинаем выстраивать позвонок за позвонком, накладывая их друг на друга. Поднимаемся вверх по туловищу. Одновременно как бы выравниваем, вытягиваем позвоночник до седьмого позвонка.
На шейные позвонки особое внимание: шея не должна напрягаться, голова свободно повисает на вершине туловища. Почувствуйте, что вес головы - обуза для позвоночника, и под тяжестью головы он начинает рассыпаться сверху донизу, позвонок за позвонком. Представьте себе позвонки в этом движении один за другим. И так мы «выстраиваем» И «расслабляем» позвоночник, пока, дойдя до вершины позвоночника, не найдем новое ощущение для головы. Мы не поднимаем нашу голову в результате построения шейных позвонков, а голова как бы «всплывает» на вершине позвоночника.
Упражнение это дается для того, чтобы освободить мышцы туловища, плеч, шеи и головы. А наш позвоночник можно представить как трамплин для движущегося вверх потока энергии.

4. Мысленные путешествия (с закрытыми глазами)

а) Мысленно просмотрите себя внутренним взглядом от стопы ног вверх по туловищу, освобождая и расслабляя мышцы;
б) ощутите контуры тела, как бы начертанные в воздухе;
в) ощутите воздух, коснувшийся тела;
г) познайте свое тело внутри, потянитесь, зевните, встряхнитесь;
д) пропутешествуйте внутри черепа (с верхней точки через лицо, горло к груди);
е) поиграйте с мышцами по всему скелету на зажим и разжим, на актив и пассив. Задача: каждую мышцу в теле зажать и расслабить, начиная со стопы ног, икр и т. д. вверх по туловищу; или можно начать с рук, переходя на плечи, туловище через ребра к мышцам живота, ягодиц и ног до ступней.

5. Для осознания мышц шеи

Повернуть голову к левому плечу. Зафиксировать упор головы на 2-3 секунды, почувствовать движение мышц, затем перевести голову к правому плечу, медленно, плавно, мягко опуская голову на грудь. Затем так же перевести к левому плечу, зафиксировав упор головы. а) Для задних мышц шеи. Руки на затылок. Прижимая руки к шее, напрячь мышцы шеи, затем отпустить (3-4 раза);
б) руки на колени. Подпереть голову ладонью и отдохнуть. Меняя силу рук, переносить ощущение то на левую, то на правую ладонь.

Нужно отметить, что единых, подходящих для всех певцов приемов воздействия на мышечную систему быть не может. Применение их требует понимания конкретной физиологии поющего и неотступного контроля над изменением качества голоса. Мышечные приемы следует использовать с осторожностью и чисто индивидуально. Из системы предлагаемых упражнений выбирать по индивидуальным признакам, целям урока и задачам педагога.

Упражнение на расслабление

1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно вдоль тела. Приподнимаясь на пальцах, одновременно поднимать руки вверх, потягиваясь всем телом и взглядом. Потом, как бы сбрасывая тяжесть, резко наклониться вниз, при этом руки падают свободно, касаясь пола.
2. Поза бодрости и усталости (для корпуса и любых органов).
3. Развалиться на стуле, откинув голову, руки висят, рот полуоткрыт.
4. Сидя опереться лбом о стол и мягко пере водить голову справа налево и обратно. Во время поворота головы тянуть звук «М» или «Н». Зубы разомкнуты для создания резонатора.
5. Актив и пассив (рис. 2).

пение уроки пения

Рис. 2. Упражнения на расслабление


Автор: Н.Б.Гонтаренко, «Сольное пение: секреты вокального мастерства»
инфо

Я вчера купила эту книгу, буду изучать! :))

Комментариев нет:

Отправить комментарий